四諦, сы шэн/чжэнь ди,
санскр. чатур арья сатьяни – «четыре [благородные] истины».
Буддийская базисная концепция, составляющая основу учения и сотериологии. Учения всех буддийских направлений, течений и школ отталкивались от «четырех [благородных] истин», хотя их функциональное значение в разных доктринальных комплексах неодинаково.
Первая «благородная истина» — истина о страдании («все есть страдание»). Это положение рассматривает страдание как фундамент. характеристику человеческого существования, как объективную категорию, полностью лишенную оценочного критерия. Страданием является само существование человека в этом мире (даже если он субъективно этого и не осознает).
Вторая «благородная истина» — истина о причинах страдания. Согласно второй истине, страдание имеет причины, т.е. страдание рассматривается не в качестве вечной, неизменной характеристики человеческого бытия, а как нечто обусловленное.
Третья «благородная истина» — истина о прекращении страдания. Утверждается возможность избавления от страдания, что означает обретение нирваны (кит.
непань).
Четвертая «благородная истина» — истина о пути, ведущем к прекращению страдания.
К прекращению страдания и обретению нирваны ведет «благородный восьмеричный Путь»:
1) правильные взгляды;
2) правильные мысли;
3) правильные слова;
4) правильные деяния;
5) правильный образ жизни;
6) правильные усилия;
7) правильные размышления;
8) правильное медитирование.
Литература: Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991; Фо-сюэ дацыдянь (Большой словарь по буддизму). Пекин, 1984; Буккё кайдан дзитэн (Словарь буддийских текстов). Токио, 1977.
По материалам А.Н. Игнатовича
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 581-582.